Комната чайной церемонии. Пустые стены, пол застеленный циновками. Полумрак.
Единственный источник света – окно непривычной формы, горизонтальный прямоугольник
с пропорциями телевизионного экрана в тёмной деревянной раме. Из мебели только
чёрный прямоугольный столик на низких ножках, перед окном. За ним, скрестив
ноги в позе созерцания, на полу сидят двое. Если бы в комнате присутствовал
искушённый наблюдатель, он сразу отметил бы их неподвижность, безмятежное
спокойствие и окружающую Пустоту. И конечно, он не стал бы мешать их медитации,
тем более что наблюдатель был чистой абстракцией, просто точкой сборки внимания
читателей.
За окном виднелся кусочек сада, освещаемый заходящим солнцем.
– Такие окна придумали в древнем Китае, – говорит мастер чайной церемонии –
за ними разбивали сад. Получался всегда меняющийся и всегда постоянный объект
созерцания.
– Красиво – признаёт его ученик – и спокойно – добавляет он через несколько
минут, наблюдая игру света и тени в верхушках деревьев.
– Красоту вообще, можно оценить только в спокойствии. – Соглашается мастер.
Осознав главную тему проведённого урока, ученик удивлённо поворачивается к
учителю:
– Красота ведёт к созерцанию, – начинает он пояснять своё понимание –
созерцание даёт спокойствие, а спокойствие позволяет видеть.
– Истинную реальность – заканчивает мастер – и только это – настоящая
красота.
За окном, соглашаясь вспыхнул последний луч уходящего за горизонт Солнца.